Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — обществоведение
Вариант № 19659
1.  
i

К эс­те­ти­ке быта как сфере эс­те­ти­че­ской де­я­тель­но­сти от­но­сит­ся:

1) са­до­во-пар­ко­вое ис­кус­ство;
2) ди­зайн ра­бо­че­то места;
3) ор­га­ни­за­ция пи­та­ния и от­ды­ха семьи;
4) фаб­рич­ная рос­пись ке­ра­ми­че­ских из­де­лий.
2.  
i

Стра­те­гию кон­ку­рен­ции как линию по­ве­де­ния в кон­фликт­ной си­ту­а­ции от­ли­ча­ет:

1) уре­гу­ли­ро­ва­ние раз­но­гла­сий через вза­им­ные уступ­ки;
2) поиск ре­ше­ния через от­кры­тый обмен мне­ни­я­ми;
3) на­стой­чи­вость в от­кры­той борь­бе за свои ин­те­ре­сы;
4) по­пыт­ка уйти от кон­флик­та при ми­ни­маль­ных за­тра­тах.
3.  
i

Де­я­тель­ность фирмы по опто­вой про­да­же це­мен­та яв­ля­ет­ся при­ме­ром функ­ци­о­ни­ро­ва­ния рынка:

1) не­дви­жи­мо­сти;
2) ма­те­ри­а­лов;
3) ин­тел­лек­ту­аль­ных про­дук­тов;
4) цен­ных бумаг.
4.  
i

Осо­бен­но­стью бе­ло­рус­ской мо­де­ли со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия яв­ля­ет­ся:

1) са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ние про­цес­сов це­но­об­ра­зо­ва­ния
2) вы­со­кая доля го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти
3) при­ва­ти­за­ция боль­шей части го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти
4) со­зда­ние ди­рек­тив­ной си­сте­мы управ­ле­ния всем хо­зяй­ствен­ным ком­плек­сом стра­ны
5.  
i

Раз­ви­тие пер­спек­тив­ных форм хо­зяй­ство­ва­ния и из­бав­ле­ние от эко­но­ми­че­ски не­жиз­не­спо­соб­ных участ­ни­ков ры­ноч­ных от­но­ше­ний про­ис­хо­дит по­сред­ством функ­ции рынка:

1) ин­фор­ма­ци­он­ной
2) се­лек­тив­ной
3) сти­му­ли­ру­ю­щей
4) ре­гу­ли­ру­ю­щей
6.  
i

Сто­рон­ни­ки ан­тро­по­ло­ги­че­ско­го под­хо­да счи­та­ют куль­ту­рой:

1) вос­пи­та­ние в со­от­вет­ствии с тра­ди­ци­я­ми на­ро­да, его жиз­нен­ны­ми пра­ви­ла­ми
2) со­во­куп­ность луч­ших тво­ре­ний че­ло­ве­ка
3) спе­ци­фи­че­ский образ жизни
4) мир со­тво­рен­ных лю­дь­ми вещей, про­ти­во­сто­я­щий при­ро­де
7.  
i

Адап­тив­ная функ­ция куль­ту­ры за­клю­ча­ет­ся в:

1) раз­ви­тии уме­ния людей при­спо­саб­ли­вать­ся к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды;
2) раз­ви­тии уме­ния че­ло­ве­ка раз­ли­чать зна­чи­мое и не­зна­чи­тель­ное в жизни;
3) со­дей­ствии усво­е­нию лю­дь­ми норм права и мо­ра­ли;
4) ре­гу­ли­ро­ва­нии об­ще­ствен­ной жизни;
5) со­дей­ствии фор­ми­ро­ва­нию у че­ло­ве­ка цен­ност­ных ори­ен­ти­ров.
8.  
i

В со­от­вет­ствии с тех­но­ло­ги­че­ским под­хо­дом тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство от­ли­ча­ет­ся:

1) уси­лен­ны­ми про­цес­са­ми ур­ба­ни­за­ции
2) быст­рым раз­ви­ти­ем ин­ду­стрии бла­го­со­сто­я­ния
3) не­зна­чи­тель­ны­ми раз­ме­ра­ми про­из­вод­ства про­дук­ции на­ду­шу на­се­ле­ния
4) тех­но­ло­ги­че­ским раз­де­ле­ни­ем труда
9.  
i

По­ли­ти­че­ская куль­ту­ра лич­но­сти про­яв­ля­ет­ся в прак­ти­че­ских дей­стви­ях по:

1) озе­ле­не­нию дво­ро­вой тер­ри­то­рии жиль­ца­ми дома
2) убор­ке школь­ной тер­ри­то­рии
3) сбору под­пи­сей в под­держ­ку мест­но­го ре­фе­рен­ду­ма
4) ор­га­ни­за­ции дис­пу­та по про­бле­мам от­но­ше­ний отцов и детей
10.  
i

За­дат­ки пред­став­ля­ют собой:

1) вид де­я­тель­но­сти;
2) био­ло­ги­че­скую ос­но­ву для раз­ви­тия спо­соб­но­стей;
3) тип ми­ро­воз­зре­ния;
4) выс­ший уро­вень раз­ви­тия спо­соб­но­стей;
5) сред­ство об­ще­ния.
11.  
i

Акция как цен­ная бу­ма­га:

1) дает право на по­лу­че­ние опре­де­лен­ных ди­ви­ден­дов;
2) со­дер­жит дол­го­вое обя­за­тель­ство кре­ди­то­ра перед за­ем­щи­ком;
3) за­креп­ля­ет право вла­дель­ца на по­лу­че­ние в ука­зан­ный срок суммы денег, под­ле­жа­щей воз­вра­ту;
4) дает право на до­пол­ни­тель­ные льго­ты.
12.  
i

До­пол­ни­те схему (со­глас­но ста­тье 18 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь).

1) не­из­мен­ность со­гла­ше­ний;
2) со­ци­аль­ное ра­вен­ство;
3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм;
4) не­при­ме­не­ние силы или угро­зы силой;
5) устой­чи­вое раз­ви­тие.
13.  
i

Со­глас­но за­ко­но­да­тель­ству Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь:

1) су­ще­ству­ет воз­раст­ной из­би­ра­тель­ный ценз
2) су­ще­ству­ет из­би­ра­тель­ный ценз по уров­ню об­ра­зо­ва­ния
3) спис­ки из­би­ра­те­лей со­став­ля­ют ор­га­ны со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния
4) граж­да­не, до­стиг­шие опре­де­лен­но­го воз­рас­та, долж­ны са­мо­сто­я­тель­но за­ре­ги­стри­ро­вать­ся в ка­че­стве из­би­ра­те­лей
14.  
i

На сель­ско­хо­зяй­ствен­ном рынке 100 фер­ме­ров про­да­ют кар­то­фель сорта «скарб», никто из них не может по­вли­ять на ры­ноч­ную цену то­ва­ра. Опи­сан­ная си­ту­а­ция яв­ля­ет­ся при­ме­ром та­ко­го вида кон­ку­рен­ции, как:

1) оли­го­по­лия;
2) мо­но­по­лия;
3) сим­во­ли­че­ская ко­ку­рен­ция;
4) цен­ност­ная кон­ку­рен­ция;
5) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция.
15.  
i

Ука­жи­те НЕ­ВЕР­НОЕ суж­де­ние.

1) Темпы эко­но­ми­че­ской гло­ба­ли­за­ции су­ще­ствен­но пре­вос­хо­дят темпы по­ли­ти­че­ской.
2) Эко­но­ми­че­ская гло­ба­ли­за­ция ха­рак­те­ри­зу­ет­ся воз­рас­та­ю­щей за­ви­си­мо­стью на­ци­о­наль­ных эко­но­мик от ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го рынка.
3) Не­га­тив­ным по­след­стви­ем гло­ба­ли­за­ции яв­ля­ет­ся ак­ти­ви­за­ция сти­хий­ных ми­гра­ци­он­ных про­цес­сов.
4) Гло­ба­ли­за­ция обу­слов­ле­на про­ве­де­ни­ем це­ле­на­прав­лен­ной по­ли­ти­ки, ос­но­ван­ной на идео­ло­гии кон­сер­ва­тиз­ма.
5) По­ли­ти­че­ская гло­ба­ли­за­ция про­яв­ля­ет­ся в ослаб­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го су­ве­ре­ни­те­та стран.
16.  
i

Вы­бе­ри­те ва­ри­ант от­ве­та, оба эле­мен­та ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся ви­да­ми меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний по со­сто­я­нию:

 

а)  би­по­ляр­ный мир

б)  од­но­по­ляр­ный мир

в)  со­труд­ни­че­ство

г)  меж­го­су­дар­ствен­ные от­но­ше­ния

д)  кон­фликт

1) в, д
2) б, д
3) в, г
4) а, б
5) б, г
17.  
i

Доход пред­при­я­тия, ис­чис­ля­е­мый раз­ни­цей между вы­руч­кой, по­лу­чен­ной за про­из­ве­ден­ную и ре­а­ли­зо­ван­ную про­дук­цию, и за­тра­та­ми на ее про­из­вод­ство, обо­зна­ча­ет­ся по­ня­ти­ем _____.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.

18.  
i

Опре­де­ли­те две ха­рак­тер­ные черты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

 

1)  сво­бод­ная кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей то­ва­ров

2)  дей­ствие за­ко­нов спро­са и пред­ло­же­ния

3)  ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние руч­но­го труда

4)  гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти

5)  ис­поль­зо­ва­ние при­ми­тив­ных тех­но­ло­гий

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 12... .

19.  
i

Форма го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства, пред­по­ла­га­ю­щая доб­ро­воль­ное объ­еди­не­ние не­сколь­ких ранее са­мо­сто­я­тель­ных го­су­дарств в одно со­юз­ное при на­ли­чии двух си­стем ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти и за­ко­но­да­тель­ства, на­зы­ва­ет­ся _____.

20.  
i

Глав­ной осо­бен­но­стью ми­ро­вых ре­ли­гий, ста­вя­щих един­ство веры выше по­ли­ти­че­ско­го или на­ци­о­наль­но­го един­ства, яв­ля­ет­ся _____.

21.  
i

День­ги вы­пол­ня­ют функ­цию сред­ства ________ при по­куп­ке то­ва­ра за на­лич­ный рас­чет.

22.  
i

Край­няя, агрес­сив­ная форма на­ци­о­на­лиз­ма, ко­то­рая ис­хо­дит из убеж­де­ния в пре­вос­ход­стве своей нации, обо­зна­ча­ет­ся по­ня­ти­ем ________.

23.  
i

Ука­жи­те два ос­но­ва­ния, со­глас­но ко­то­рым по Тру­до­во­му ко­дек­су Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь сроч­ный тру­до­вой дого

вор может быть рас­торг­нут на­ни­ма­те­лем до­сроч­но.

 

1)  не­ис­пол­не­ние дан­но­го на­ни­ма­те­лем по­ру­че­ния;

2)  опоз­да­ние на ра­бо­ту на 30 минут,

3)  от­сут­ствие ра­бот­ни­ка на ра­бо­чем месте в те­че­ние че­ты­рех часов без ува­жи­тель­ной при­чи­ны;

4)  по­яв­ле­ние на ра­бо­те в со­сто­я­нии ал­ко­голь­но­го опья­не­ния;

5)  вре­мен­ная не­тру­до­спо­соб­ность в те­че­ние двух ме­ся­цев (не счи­тая бе­ре­мен­но­сти и родов);

24.  
i

Ука­жи­те две осо­бен­но­сти Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь как со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства:

 

1)  дей­ствие прин­ци­па вер­хо­вен­ства права

2)  на­ли­чие ме­ха­низ­ма под­держ­ки уяз­ви­мых слоев на­се­ле­ния

3)  ра­вен­ство всех граж­дан перед за­ко­ном и судом

4)  обес­пе­че­ние до­стой­ных усло­вий жизни всех слоев на­се­ле­ния

5)  на­ли­чие еди­ной за­ко­но­да­тель­ной и су­деб­ной си­сте­мы

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 12... .

25.  
i

К со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским пра­вам граж­дан Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь (ука­жи­те две по­зи­ции) от­но­сят право на:

 

1)  уча­стие в куль­тур­ной жизни

2)  соб­ствен­ность и жи­ли­ще

3)  сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния

4)  сво­бо­ду мне­ний и убеж­де­ний

5)  труд и отдых

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 12... .

26.  
i

К куль­тур­ным пра­вам граж­дан Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь (ука­жи­те две по­зи­ции) от­но­сят право на:

 

1)  не­при­кос­но­вен­ность жи­ли­ща

2)  сво­бо­ду твор­че­ства

3)  об­ра­зо­ва­ние

4)  соб­ствен­ность

5)  су­деб­ную за­щи­ту

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 12... .

27.  
i

Ука­жи­те две осо­бен­но­сти Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь как су­ве­рен­но­го го­су­дар­ства:

 

1)  мно­го­об­ра­зие по­ли­ти­че­ских ин­сти­ту­тов

2)  вер­хо­вен­ство вла­сти в пре­де­лах го­су­дар­ства

3)  дей­ствие прин­ци­па вер­хо­вен­ства права

4)  рав­но­пра­вие граж­дан в сфере по­ли­ти­ки

5)  са­мо­сто­я­тель­ное осу­ществ­ле­ние внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства

28.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ФУНК­ЦИЯ РЕ­ЛИ­ГИИ

А)  ре­гу­ля­тив­ная

Б)  ин­те­гра­тив­ная

В)  куль­ту­ро­твор­че­ская

НА­ЗНА­ЧЕ­НИЕ

1)  от­вле­че­ние чело века от ре­аль­но­сти и жиз­нен­ных про­блем

2)  объ­еди­не­ние людей, при­дер­жи­ва­ю­щих­ся еди­ных взгля­дов, ве­ро­ва­ний, цен­но­стей

3)  на­коп­ле­ние и пе­ре­да­ча со­ци­аль­но­го опыта от од­но­го по­ко­ле­ния дру­го­му

4)  опре­де­ле­ние норм и об­раз­цов по­ве­де­ния для ве­ру­ю­щих

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б4В3. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще.

29.  
i

Ука­жи­те два ос­нов­ных при­зна­ка со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства.

1)  Обес­пе­че­ние до­стой­ных усло­вий жизни граж­дан;

2)  со­блю­де­ние за­кон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка внут­ри стра­ны;

3)  ра­вен­ство всех граж­дан перед за­ко­ном и судом;

4)  на­ли­чие и ре­а­ли­за­ция мер за­щи­ты че­ло­ве­ка в наи­бо­лее труд­ные мо­мен­ты жизни;

5)  еди­ная за­ко­но­да­тель­ная и су­деб­ная власть.

30.  
i

Ука­жи­те ДВЕ функ­ции по­ли­ти­че­ских пар­тий:

1)  вос­пи­та­тель­ная функ­ция;

2)  по­зна­ва­тель­ная функ­ция;

3)  са­ни­ру­ю­щая функ­ция;

4)  пре­ду­пре­ди­тель­ная функ­ция;

5)  идео­ло­ги­че­ская функ­ция.

31.  
i

Ука­жи­те ДВА иму­ще­ствен­ных права су­пру­гов в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь:

 

1)  право на вос­пи­та­ние детей;

2)  право каж­до­го из су­пру­гов на лич­ное вла­де­ние пред­ме­та­ми, по­лу­чен­ны­ми каж­дым из них в пе­ри­од брака в дар;

3)  право на ду­хов­ное раз­ви­тие;

4)  право на выбор фа­ми­лии при за­клю­че­нии брака;

5)  право на ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку со сто­ро­ны дру­го­го су­пру­га;

6)  право на ма­те­рин­ство.

32.  
i

Ука­жи­те ДВЕ ста­дии жиз­нен­но­го цикла семьи:

 

1)  ста­дия увя­да­ния;

2)  ста­дия «по­ис­ка ка­че­ства жизни»;

3)  ста­дия «опу­стев­ше­го гнез­да»;

4)  ста­дия де­прес­сии;

5)  ста­дия уха­жи­ва­ния;

6)  ста­дия вы­со­ко­го уров­ня мас­со­во­го по­треб­ле­ния.

33.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  обя­зан­но­сти ра­бот­ни­ка

Б)  обя­зан­но­сти на­ни­ма­те­ля по от­но­ше­нию к ра­бот­ни­ку

1)  доб­ро­со­вест­но ис­пол­нять свои тру­до­вые обя­зан­но­сти

2)  со­блю­дать пра­ви­ла тех­ни­ки без­опас­но­сти

3)  обес­пе­чи­вать тру­до­вую дис­ци­пли­ну

4)  свое­вре­мен­но вы­да­вать за­ра­бот­ную плату

5)  офор­мить за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра при­ка­зом (рас­по­ря­же­ни­ем)

6)  еже­год­но по­вы­шать за­ра­бот­ную плату

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Нрав­ствен­ная цен­ность науки

(по Р. Мер­то­ну)

A)  не­за­ин­те­ре­со­ван­ность

Б)  общ­ность

B)  ор­га­ни­зо­ван­ный скеп­ти­цизм

Ха­рак­те­ри­сти­ка

1)  вы­со­кая от­вет­ствен­ность уче­но­го за оцен­ку ре­зуль­та­тов

и точ­ность ис­сле­до­ва­ний его пред­ше­ствен­ни­ков

2)  бес­ко­рыст­ный поиск ис­ти­ны, сво­бод­ный от со­об­ра­же­ний

лич­ной вы­го­ды

3)  на­уч­ное зна­ние долж­но сво­бод­но ста­но­вить­ся общим

до­сто­я­ни­ем

4)  ис­тин­ность на­уч­ных вы­во­дов долж­на оце­ни­вать­ся по одним

и тем же пра­ви­лам

35.  
i

Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных утвер­жде­ния. В со­от­вет­ствии с дан­ны­ми диа­грам­мы:

1)  С 2009 по 2019 г. в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та.

2)  В 2019 г. в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь ко­ли­че­ство на­се­ле­ния стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та было мень­ше ко­ли­че­ства на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та.

3)  С 2009 по 2019 г. в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь умень­ши­лось ко­ли­че­ство на­се­ле­ния стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та.

4)  В 2009 г. в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь ко­ли­че­ство на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та было мень­ше, чем ко­ли­че­ство на­се­ле­ния мо­ло­же тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та.

5)  В 2009 г. в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь ко­ли­че­ство на­се­ле­ния мо­ло­же тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та было мень­ше, чем ко­ли­че­ство на­се­ле­ния стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та.

36.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

 

Тип правПраво граж­да­ни­на Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
A)  лич­ные

Б)  по­ли­ти­че­ские

B)  куль­тур­ные

1)  право на сво­бо­ду на­уч­но­го и тех­ни­че­ско­го твор­че­ства

2)  право на жизнь

3)  право на уча­стие в ре­ше­нии го­су­дар­ствен­ных дел

4)  право на труд

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между уче­ны­ми, изоб­ра­жен­ны­ми на порт­ре­тах, и их до­сти­же­ни­я­ми:

 

A)  с его име­нем свя­за­но по­яв­ле­ние клас­си­че­ской ме­ха­ни­ки

Б)  пред­ста­ви­тель не­мец­кой клас­си­че­ской фи­ло­со­фии, автор тео­рии по­зна­ния и эти­че­ской кон­цеп­ции

B)  сфор­му­ли­ро­вал нормы науки, ко­то­рые груп­пи­ру­ют­ся во­круг че­ты­рех ос­но­во­по­ла­га­ю­щих цен­но­стей

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что один из ва­ри­ан­тов, обо­зна­чен­ных циф­ра­ми, может быть лиш­ним.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

По­ли­ти­че­ское по­ня­тие

A)  по­ли­то­ло­гия

Б)  власть

B)  по­ли­ти­че­ская элита

Опре­де­ле­ние

1)  спо­соб­ность и воз­мож­ность од­но­го че­ло­ве­ка или груп­пы лиц осу­ществ­лять свою волю, ока­зы­вать опре­де­ля­ю­щее воз­дей­ствие на по­ве­де­ние и де­я­тель­ность дру­гих людей

2)  осо­бая наука, сло­жив­ша­я­ся в конце XIX  — на­ча­ле XX в., ко­то­рая стала глу­бо­ко изу­чать по­ли­ти­ку как осо­бую сферу де­я­тель­но­сти в об­ще­стве

3)  осо­бая форма ор­га­ни­за­ции по­ли­ти­че­ской вла­сти, ко­то­рая рас­по­ла­га­ет спе­ци­аль­ным ап­па­ра­том управ­ле­ния об­ще­ством для обес­пе­че­ния его це­лост­но­сти, ор­га­ни­зо­ван­но­сти и опре­де­лен­но­го по­ряд­ка в нем

4)  груп­па, ко­то­рая об­ла­да­ет ре­аль­ной воз­мож­но­стью воз­дей­ство­вать на об­ще­ство, от де­я­тель­но­сти и по­ли­ти­че­ско­го по­ве­де­ния ко­то­рой за­ви­сят на­прав­ле­ние и ход со­ци­аль­но­го раз­ви­тия